17 октября 2012 г.

Образ тела как часть концептуальной системы личности: теория и практическое применение

В последние десятилетия резко повысился интерес к “образу тела” (Body Image), как в научней среде так и в средствах массовой информации. Современное общество, общественное сознание просто охвачено идеей идеального тела и всячески укрепляет социальные установки и представления направленые на возвеличивание идеального физического тела и стремление к нему. Популярность пластических операций, как социально одобряемой формы изменения тела, сотворила настоящий бум в индустрии пластической хирургии. Это в свою очередь смотивировало огромное число людей недовольных своим телом испытать на себе пластическую хирургию.

Проблема образа тела довольно быстро нашла свое место в науке и подтверждение тому многочисленные междисциплнарные исследования и наличие соотвтетствующих исследовательских групп, а также появление новых научно-исследовательских направлений таких например как социология образа тела, датой возникновения которого можно считать 80-е годы прошлого века, когда Брайян Тернер (Bryan Turner) ввел в науку термин “соматическое общество” (Somatic Society) для описания важности образа тела в современной социологии. Конец 20-го и начало 21-го веков ознаменовались повышенным вниманеим и озабоченностью по отношению к вопросам связанными с образом тела, которое в свою очередь поспособствовало росту числа таких социально значимых заболеваний и расстройств среди населения как например анорексия, булимия, компульсивное переедание, дисморфофобия и т.д.

Сегодня уже так или иначе проблема образа тела рассматривается как в общепсихологическом так и в общенаучном контекстах. Однако в этой статье мы попытаемся рассмотреть проблему образа тела в рамках современной интегративной персонологии, а более конкретно в рамках концептуальной системы личности.

Интерес к психологии образа тела берет свое начало в работах Поль Фердинанда Шильдера (Paul Ferdinand Schilder), австрийского психиатра, психоаналитика, который и ввел понятие “образ тела”, определив его как “субъективное переживание человеком своего тела”. По мнению П.Шильдера образ тела это – психический образ, который складывается в межличностном взаимодействии. Это своего рода система представлений личности о своем физическом “Я”, о своем теле.

Отдельный научный интерес представляет из себя психопатология образа тела, т.е. исследование психопатологических явлений, разнообразных расстройств, нарушений, таким или иным образом связанных с особенностями восприятия и оценивания собственного тела. Начиная с 70-80х, изменение стандартов привлекательности и сексуальности оказали прямое воздействие на сознание людей результатом чего и являются постоянно увеличивающееся число: молодых людей повреждающих, иногда и зачастую уродующих свое тело; делающих татуировки и разнообразные пирсинги, которые не однозначно влияют на здоровье; женщин страдающих анорексией, булимией и другого вида пищевыми расстройствами, также дисморфофобией и т.д.

Исследования нарушений образа тела рассматривают нарушения: 1) восприятия собственного тела; 2) аффективно-когнитивного компонента образа тела; 3) психосемантического, концептуального компонента образа тела; 4) поведенческого компонента образа тела. На перцептивном уровне находится неадекватное оценивание физических характеристик своего тела. На аффективно-когнитивном уровне возникает страх изменения веса (в основном набора), размышления о еде (подсчет калорийности, наличие жиров, холестирина и т.д.) и обеспокоенность,  недовольство своей фигурой и весом. На психосемантическом, концептуальном уровне имеет место неадекватное истолкование физических характеристик собственного тела, т.е. такая концептуализация собственного тела, которое продиктовано установленными морально-социальными нормами, убеждениями. В итоге на поведенческом уровне проявляется поведение компенсаторного характера, которое регулирует неадекватные перцепции, аффективно-когнитивные симптомы и концептуальные компоненты образа тела. Поведение это может принимать формы самоиндуцированной рвоты, злоупотребления слабительными и мочегонными, разнообразных диет, чрезмерной физической активности и т.д.

С позиций современной психологии “образ мира” определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система “которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие”. Проблема “образа мира” исследуется и в рамках психолингвистики и когнитивной лингвистики, где данный феномен разные исследователи обозначают по разному. Так например: Д.С.Лихачев – “концептосфера” (1997), Р.И.Павиленис – “концептуальная система” (1983), Н.С.Болотнова – “концептуальная структура”.

Образ тела, естественно, является частью образа мира, частью КСЛ. А это в свою очередь означает, что любые изменения в образе тела могут повлечь за собой ряд изменений в самой КСЛ. Логично утверждать и обратное. Более того, конкретные особенности КСЛ могут существенно повлиять на конструирование и/или изменение образа тела личности. Концептуальные представления человека, т.е. особенности его КСЛ, по поводу образа тела и связанных с ним явлений можно проследить изучая концепты определяющие последнее. И учитывая тот факт, что концепт имеет своей частью значение, которое закрепленно языковым знаком в целях коммуникации, также, что люди мыслят концептами. особенности КСЛ, и образа тела в частности, возможно исследовать психосемантическими методами. Более того, если еще учесть что концепт – есть внутренний детерминант поведения, то становится ясным важность психосемантического анализа образа собственного тела у личности. На практике, исследованию подлежат концепты, которые указывают на те или иные особенности тела, метафорические сравнения с животными, пословицы или же прямые, конкретные характеристики тела.

Итак, образ тела личности полностью зиждется на определенных концептах и на конкретных динамических характеристиках КСЛ вообщем. В этом плане, более эффективным, с точки зрения практической ценности и клинической, диагностической информативности, является психосемантическое изучение конкретно восприятия собственного тела, образа тела личности. Подобное пилотажное исследование было произведено нами недавно среди пациентов клиники пластической хирургии, результаты которого можно применять в цельях улучшения коммуникативного процесса между пациентом и врачом, а также для коррекции иррационалных, искаженных представлений о собственном теле.

Полная версия статьи здесь

Выходные данные статьи: Аракелян Т.А., Бегоян А.Н. Образ тела как часть концептуальной системы личности: теория и практическое применение // Современные подходы к профилактике социально значимых заболеваний. Материалы Международной научно-практической конференции, 22 сентября 2012 г. Махачкала: ИП Овчинников (АЛЕФ), 2012. - 335 с.; с. 160-163.


Комментариев нет:

Отправить комментарий